Страницы

вторник, 3 октября 2017 г.

МОЙ, МОЯ, МОЕ

Поиграйте с ребёнком, расскажите, где как живут слова женского и мужского рода и на какие слова они откликаются.
Род существительного можно определить, согласовав с ним местоимение мой.

Постановка звука Р

Постановка звука Р 

Существует несколько способов постановки звука Р. Для большинства из них палочки для постановки звука Рлогопеды используют обычную резиновую соску для бутылки (на иллюстрации) и медицинский шпатель. Можно заменить шпатель палочкой для мороженного. 

1. Присосать язык к твёрдому нёбу (рот приоткрыт, губы улыбаются), добавить резкий выдох по спинке языка на звук Т (должно получиться ТРРР). Затем к этому сочетанию добавляем гласные и автоматизируем. 

Подготовительные упражнения для поcтановки звука Р



Примеры подготовительных упражнений (при работе с дошкольниками они обычно обыгрываются): 
- потянуть язык к носу; 
- поднять язык на верхнюю губу; 
- поднять язык за верхние зубы; 

воскресенье, 1 октября 2017 г.

Упражнения для развития мышц небной занавески

Упражнения для развития мышц небной занавески

В последние годы все больше детей приходят с патологией мышц небной занавески,  с "носовым" произношением звуков. Далее будут представлены упражнения для развития небно-глоточных мышц, которые взяты из курса ринолалии.
Пассивные и пассивно-активные упражнения, стимулирующие работу нёбно-глоточных мышц
С помощью шпателя, которым трогают корень языка, вызывать рефлекторное сокращение мышц задней стенки глотки и мягкого нёба.
Имитировать жевание.

Синдромы мозговой несформированности

Синдромы мозговой несформированности

Синдромы мозговой несформированности у детей. Краткая характеристика.

Всего 4 синдрома мозговой несформированности:

1) Функциональная несформированность префронтальных (лобных) отделов мозга.
2) Функциональная несформированность левой височной доли
3) Функциональная несформированность межполушарных взаимодействий.
4) Функциональная несформированность правого полушария. 

Медикаментозная поддержка детей с нарушениями речи

Медикаментозная поддержка детей с нарушениями речи 

Как часто я слышу от родителей вопрос: "Пить ли нам...(тут в основном называется какой-либо ноотроп)". 
Рассуждая на эту тему, нужно отметить несколько принципиальных положений
1) логопед не назначает и не отменяет медикаментозную терапию; 

Массаж язычной мускулатуры

Массаж язычной мускулатуры

При спастичности языка производят расслабляющий массаж, при гипотонии языка — укрепляющий массаж. Спастичность язычной мускулатуры отмечается значительно чаще, чем гипотония языка. При гипотонии приемы массажа более активные, интенсивные, чем при спастичности.
При спастичности языка для снижения тонуса язычной мускулатуры перед массажем можно подержать во рту (2-3 раза) теплый настой трав (1 ч.л. крапивы, 1 ч.л. зверобоя, 1 ч.л. ромашки, 1 ч.л. чая на 0,5л кипятка).

Положение тела при логопедическом массаже.

Положение тела при логопедическом массаже.
Перед началом сеанса массажа тело ребенка необходимо привести в правильное положение. Правильная поза способствует нормализации мышечного тонуса (обычно – расслаблению), делает более свободным дыхание и облегчает работу логопеда. При логопедическом массаже наиболее оптимальны следующие положения:

Противопоказаниями для проведения массажа

Противопоказаниями для проведения массажа являются инфекционные заболевания (в том числе ОРВИ, грипп), заболевания кожи, герпес на губе, стоматит, конъюктивит. С большой осторожностью следует применять массаж у детей с эписиндромом (судорогами), особенно, если ребенок плачет, кричит, вырывается из рук, у него «синеет» носогубный «треугольник» или отмечается тремор подбородка. 
Логопедический массаж проводится в теплом, хорошо проветренном помещении. Обычно массаж рекомендуется проводить циклами по 10-15-20 сеансов, желательно каждый день или через день. После перерыва на 1-2 месяца цикл можно повторить. При определенных обстоятельствах, когда массаж не возможно делать часто и регулярно, допускается его проведение в течении более длительного времени, но реже. При выраженных нарушениях мышечного тонуса массаж можно проводить в течение нескольких лет (с небольшими перерывами).

Основные задачи логопедического массажа:

Основные задачи логопедического массажа:
  1. Нормализация тонуса мышц артикуляционного аппарата (в более тяжелых случаях – уменьшение степени проявления двигательных дефектов артикуляционной мускулатуры: спастического пареза, гиперкинезов, атаксии, синкинезий).
  2. Активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, в которых была недостаточная сократительная способность (или включение в процесс артикулирования новых групп мышц, до этого бездействующих).

Расслабляющий массаж артикуляционной мускулатуры

Расслабляющий массаж артикуляционной мускулатуры

Расслабляющий массаж артикуляционной мускулатуры применяют в случае повышения мышечного тонуса в речевых мышцах (в лицевой, губной, язычной мускулатуре). При расслабляющем массаже очень важен выбор позы для занятий с ребенком. Ребенку придают положения, в которых патологические тонические рефлексы проявлялись бы минимально или не проявились вовсе (поза 1). Тонус мышц лица, шеи, языка при этом несколько понизится.

Стимулирующий массаж артикуляционной мускулатуры

Стимулирующий массаж артикуляционной мускулатуры

Стимулирующий массаж артикуляционной мускулатуры осуществляется при гипотонии мышц (с целью укрепления мышечного тонуса). Массажные движения проводятся от центра к периферии. Укрепление лицевой мускулатуры осуществляется путем поглаживания, растирания, разминания, пощипывания, вибрации. После 4-5 легких движений сила их нарастает. Они становятся надавливающими, но не болезненными. Движения повторяются 8-10 раз.
Укрепление лицевой мускулатуры.

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ

Логопедический массаж — это один из методов коррекционно-педагогического воздействия, используемых при коррекции тяжелых речевых нарушений. Это нетрадиционный и эффективный метод коррекции звукопроизношения, т.к. логопедический массаж способствует нормализации произносительной стороны речи, улучшает состояние голоса, речевого дыхания, нормализует эмоциональное состояние человека, страдающего речевыми нарушениями. Логопедический массаж является составной частью комплексной медико-педагогической системы реабилитации детей, подростков и взрослых, страдающих речевыми нарушениями. Массаж используется в логопедической работе с лицами, у которых диагностируются такие речевые расстройства, как дизартрия, в том числе и ее стертые формы, ринолалия, нарушения голоса, а также заикание. 
В целом массаж применяется в коррекционной педагогической работе во всех тех случаях, когда имеются нарушения тонуса мышц.
Нередко, массаж является необходимым условием эффективности логопедического воздействия.
Практический опыт коррекционно-педагогической работы с лицами, страдающими речевыми расстройствами показывает, что применение логопедического массажа позволяет значительно сократить время коррекционной работы, особенно над формированием произносительной стороны речи.
Благодаря использованию логопедического массажа, который приводит к постепенной нормализации мышечного тонуса, формирование нормативного произнесения звуков может происходить в ряде случаев спонтанно. В том случае, если обучаемый имеет выраженную неврологическую симптоматику, только использование логопедического массажа, особенно на начальных стадиях коррекционной работы, может обеспечить положительный эффект.
Существуют различные методики проведения логопедического массажа. Наиболее популярные – массаж Дьяковой Е.А. и зондовый массаж Новиковой Е.В.
Цель зондового массажа — нормализация речевой моторики, значит и произношения.
В основе метода лежит особый массаж мышц языка, губ, щек, скул, мягкого неба с помощью комплекта специальных зондов. Сроки преодоления недостатков произношения зависят от тяжести речевого дефекта, возраста и индивидуальных особенностей ребенка. Важное значение имеют такие факторы, как регулярность занятий и участие в коррекционной работе родителей.
Предлагаем Вам ознакомиться с видеоматериалом о логопедическом массаже.
Видео массажа Дьяковой Е.А. http://www.youtube.com/watch?v=xudtCJvTq4k&feature=player_embedded
Видео зондового массажа Новиковой Е.В.http://www.youtube.com/watch?v=l5tBz-zEt9A&feature=player_embedded