Страницы

четверг, 19 января 2017 г.

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ПРО ОСОБЕННОСТИ УСТАНОВЛЕНИЯ КОНТАКТА С ДЕТЬМИ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ


Обычно, чтобы установить контакт с маленьким ребенком, взрослый подходит поближе, говорит, кивает головой, пытается поймать его взгляд или привлечь его внимание. Когда контакт установлен – можно начать играть. По тому, как ребенок ответит – взглядом, улыбкой или звуками, мама и папа понимают, что игра ему понравилась, и онхочет ее повторить. Но если взрослый повторяем игру, когда ребенок голоден или хочет, чтобы его взяли на руки, вместо улыбки и радости, он заплачет.
Тогда мама сразу понимает, что ребенку хочется чего-то другого. Наличие у ребенка проблем в развитии может создать сложности для контакта. Рассмотрим эти сложности, чтобы в дальнейшем, играя с ребенком, знать и учитывать их.
• Детям со сложностями контроля за положением тела трудно начать контакт и выражать свои чувства, желания и потребности. Такими сложностями могут быть непроизвольные движения или скованность мышц (например, при церебральном параличе) или слабость мышц. Тогда родителям сложно понять, что пытается сказать им ребенок. За детьми со скованностью мышц или непроизвольными движениями часто трудно ухаживать, держать на руках, кормить и утешать. Им трудно совершать не только крупные движения, затруднены также мимика, движения при речи, движения глаз, головы и рук. Родителям может казаться, что их желание вступить в контакт доставляет ребенку неудобства, и это может привести к тому,что родители перестанут пытаться развивать осознанное общение, что, в свою очередь, приводит к тому, что дети не получают возможности научиться, как им следует себя вести, чтобы их поняли.
• В том случае, если дети слепы или их зрение сильно ослаблено, контакта взглядами не возникнет, и ребенок не сможет визуально различать мать и отца или узнавать их. При нормальном контакте между родителями и детьми узнавание при помощи зрения или контакт взглядами являются важными точками отсчета для создания привязанности; обмена переживаниями. Поэтому важно заменить визуальные впечатления, которые ребенок получил бы в нормальной ситуации, звуками, словами и телесным контактом, с тем, чтобы ребенок все же научился узнавать родителей, реагировать на их заботу, смог сам начинать контакт и другие действия. Поскольку как ребенок, так и родители, должны научиться общаться друг с другом при помощи речи и телесного контакта,без этой поддержки зрения, установление привязанности и диалога занимает обычно больше времени. Слепые дети начинаютулыбаться и узнавать родителей несколько позднее.
• При глухоте или очень слабом слухе ребенок не может реагировать на звуки или голос родителей, и сам будет издавать меньше звуков, чем обычно. Слабый слух или глухота приводит к снижению речевых способностей. Если слух и речь не заменены другими средствами для обмена потребностями, желаниями и впечатлениями, это приведет к более слабой привязанности, пониженному взаимному контакту и недостаточной способности ребенка к выражению и развитию самостоятельности. Поэтому важнос самого начала использовать зрение и другие неповрежденныечувства, для того чтобы могли развиваться осмысленный контакт и обучение.
Когда у маленького ребенка тяжелое хроническое заболевание или серьезная форма задержки развития, легко поверить в то, что он не сможет ни в чем принимать участия или научиться чему-нибудь. Посколькуобучение новым навыкам идет медленно, иногда ситуация может казаться безнадежной. Это также может быть связано с тем, что в восприятии ребенка родители обеспокоены прежде всего трудностями. Важно, чтобы родители и другие люди, ухаживающие за детьми с замедленным развитием, пытались обращать внимание на их позитивные стороны. Именно их легче всего использовать в диалоге.

Обычно детям с проблемами развития требуется гораздо больше информации для приобретения впечатлений, например, при помощи прикосновений, пробы на вкус и на запах, в дополнение к информации, получаемой через зрение и слух. Важно, чтобы вы как мать или отец –насколько возможно – учитывали это при общении с ребенком и действовали в соответствии с этим.

Комментариев нет:

Отправить комментарий