Страницы

суббота, 5 марта 2016 г.

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КРУПНОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ


Как развивается крупная моторика? Как правило, младенцы овладевают двигательным контролем «сверху вниз», то есть от головы к бедрам и ногам. Вначале ребенок начинает контролировать мышцы головы, затем плеч и рук, потом настает черед корпуса и, наконец, бедер и ног. Таким образом, двигательные навыки развиваются от головы к пальцам ног. Об этом стоит помнить, когда вы наблюдаете за развитием крупной моторики вашего ребенка. Это общая последовательность для развития всех детей, включая тех, кто страдает от задержки развития и ДЦП.

Моторное развитие в первый год жизни можно сравнить с симфонией, исполняемой большим оркестром. Музыка начинается тихо – играет всего несколько инструментов. Вскоре в действие вступают все новые инструменты, и музыка становится более наполненной. В то время как разные части оркестра демонстрируют свое искусство, музыка может звучать в полную мощь и стихать. Иногда, когда играют все инструменты, звук может казаться странным, путанным, но в финале все они сливаются воедино в великолепную гармонию.
Симфония моторного развития младенца начинается с головы. Вы улыбаетесь своему ребенку и показываете ему красивую погремушку. Когда вы ею двигаете, ребенок следует за движением глазами и головой. Мышцы шеи сознательно двигают головой.
Несколько недель спустя вы повторяете игру. Теперь вы замечаете, что ребенок еще и машет руками. В процессе размахивания он может ударить по игрушке. Еще через недельку-две он уже может успешно дотянуться и схватить погремушку. Определенно, мышцы плеч и рук вступают в действие и начинают работать совместно с мышцами шеи.
Затем, когда в дело вступят мышцы корпуса, вы увидите первое контролируемое движение тела. Из положения на боку обычно развивающийся ребенок переворачивается на спину или живот. Когда ребенка держат на руках, он начинает удерживать не только шею, но и корпус.
Как же поживают его ноги и ступни? Да, младенец неустанно дрыгает ножками. Но первые осознанные движения ногами наблюдаются, когда он поднимает ноги от пола, чтобы прикоснуться к ним или перевернуться.
К шести месяцам, на середине первого года жизни, типично развивающийся ребенок использует все большие мышцы своего тела, но пока еще мало что может продемонстрировать. Он усиленно работает над навыком сидения, но быстро опрокидывается. В попытках двигаться он может оборачиваться вокруг своей оси на животе. Его мышцы еще не очень хорошо организованны. Только мышцы шеи уже хорошо контролируются. Теперь ребенок отлично держит голову в любом положении.
В течение следующих месяцев ребенок овладевает еще более важными навыками. Он начинает ползать, отталкивается из положения лежа и сидит, удерживая равновесие. Он радостно перемещается, играет в сидячем положении – и занимается этим целыми днями напролет. С подобной тренировкой мышцы плеч и корпуса становятся все более сильными, а их движения – скоординированными.
В конце концов и ноги обретают силу: ребенок начинает вставать, опускаться и переступать, держась за мебель. Затем наступает грандиозный финал симфонии, когда все большие мышцы работают в гармонии: ребенок начинает ходить.
С этого момента в основном только те компоненты крупной моторики, которые вступили в действие позже всего, то есть мышцы бедер, ног и общего равновесия, продолжают совершенствоваться. Им еще есть чему научиться: бегу, прыжкам, топанью, галопу, удерживанию равновесия на одной ноге, езде на велосипеде, а возможно, и катанию на лыжах и коньках. Равновесие продолжает совершенствоваться до двенадцати – пятнадцати лет (Taguchi and Tada, 1988).
В общем и целом типично развивающиеся дети испытывают период быстрого прогресса моторного развития с рождения до приблизительно года жизни, который затем сменяется десятилетием медленного улучшения и оттачивания навыков.
Прежде чем обратиться к развитию детей с ДЦП, давайте рассмотрим некоторые менее известные аспекты развития моторики первых месяцев жизни. Они относятся ко всем детям.

Консультацию можна получить у Дины Борисовны Тимошенко-Ушаковой  (дефектолога-логопеда, психолога, сурдопедагога) по  телефонам: (04597) 92-226, 0633955011, 098-602-90-21.
Скайп: pmpk_irpin E-mailpmpk_irpin@ukr.net
www.facebook – страница  Ирпенской  психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК)



Комментариев нет:

Отправить комментарий