Ох, как же я переживала – привели ребенка на
консультацию, а он стоит-молчит, прячется за маму. Уже и так и этак, и
мыльные пузыри и танцы с бубнами, а он молчит. Чувствуешь себя
клоуном-неудачником и бесталанным психологом в одном лице.
Когда-то, по молодости, каждую такую ситуацию я
воспринимала мучительно – старалась заинтересовать ребенка, анализировала
из-за чего все пошло не так и судорожно искала возможность провести все
необходимые методики.
А потом это как-то прошло… Заходит мальчик или
девочка – смотрит в пол, за маму уцепился, что-то ей на ушко шепчет… Да и
ладно. Спокойно общаюсь с родителями, жду, когда ребенку надоест стоять,
когда подойдет и игрушкам, и, как бы ненароком, не отвлекаясь от разговора с
родителями, предлагаю лист бумаги, карандаши. Как правило, и это не помогает.
Не хотят эти дети рисовать, а снова начинают за маму прятаться, дергать ее за
рукава, всячески привлекать ее внимание. Вплоть до того, чтобы залезть маме
на руки, сесть спиной к тетке-психологу и тихонько хихикая закрывать маме рот
рукой или пытаться любым другим способом отвлечь ее от беседы.
Что касается основных жалоб родителей, то они, как
правило, типичны – ребенок не разговаривает (или практически не
разговаривает) с незнакомыми людьми, избегает шумных мест, не знакомится с
детьми на площадках, а общается только с теми немногими детьми, которых
хорошо знает и вообще «очень застенчив».
Впрочем, эта «застенчивость» имеет несколько
странный характер – ребенок, который с дурашливым выражением лица
отворачивается от вопрошающего его взрослого из-за маминой спины может
показать язык или скорчить рожицу, без разрешения полезть в шкаф с игрушками.
В целом это поведение больше похоже на игру, на
баловство – «а ну-ка, взрослые, побегайте вокруг меня, помучайтесь,
упросите меня слово вымолвить».
Однако, проблема эта довольна серьезна и имеет свое
название – ЭЛЕКТИВНЫЙ МУТИЗМ. Этим термином называют явление, когда ребенок
вполне нормально владеет речью, но не использует ее для общения с
определенными людьми или в определенных ситуациях. Он бывает разной степени
выраженности: в легких случаях, ребенок по мере привыкания идет на контакт
или не разговаривает только с определенной узкой категорией людей, например
пожилыми женщинами. В тяжелых случаях – никто кроме мамы и папы никогда не
слышал от ребенка ни одного слова.
Элективный мутизм, может быть в структуре детской
шизофрении, психоорганического синдрома. Однако, нередко, никаких
специфических нарушений, указывающих на наличие вышеназванных синдромов, не
обнаруживается ни при стандартном патопсихологическом обследовании, ни с
помощью аппаратных методов обследования. В таком случае, можно говорить об
элективном мутизме, как самостоятельном нарушении. Иными словами, во многих случаях
элективный мутизм, является проявлением целого комплекса индивидуальных
особенностей ребенка.
Эти дети довольно специфического склада – с очень
ярко выраженной незрелостью эмоционально-волевой сферы и социальной
тревожностью, капризные и несамостоятельные – они буквально втягивают мам в
симбиотические отношения, демонстрируя свою неспособность оставаться без них,
«не отлипая» и «не отпуская». В то же время, в домашней обстановке, они могут
быть весьма настойчивы в достижении своих целей и нытьем или истерикой
добиваться своего.
Как правило, родители недооценивают проблему,
считая, что ребенок «просто еще маленький», «просто мамин сынок», «просто
перерастет».
Однако, есть достоверные данные, свидетельствующие,
что люди, имевшие в детстве такие особенности, во взрослом возрасте пополняют
ряды пациентов, с так называемыми пограничными состояниями. Их основной
проблемой становятся социофобические реакции, панические атаки, созависимые
отношения. А другая часть детей, и в более старшем возрасте, и будучи взрослыми,
не начинает говорить так, как это принято в социуме.
Поэтому, если родители, педагоги, психологи увидели
такую проблему, стоит внимательно отнестись к диагностике и ее решению, пока
эти поведенческие реакции не закрепились настолько, что начали оказывать свое
негативное влияние на жизнь ребенка – ведь «молчащий» человек лишает себя
возможности обучения в школе, институте, и в конечном итоге, нормальной
полноценной жизни.
|
Страницы
▼
Комментариев нет:
Отправить комментарий