Следует несколько подробнее остановиться на некоторых
заболеваниях, могущих привести к снижению или потере слуха.
Отосклероз (отоспонгиноз) – это очаговое поражение
костной капсулы лабиринта. Этиология данного заболевания до конца не выяснена.
При данном заболевании наблюдается прогрессирующее снижение слуха, которое
является следствием фиксации подножной пластинки стремени в овальном окне,
вызванной возникновением отеросклеротического очага. Известны случаи, когда
патологическое разрастание костной ткани распространяется на канал улитки.
Заболевание свойственно в основном для пубертатного
периода, характеризуется медленным развитием. Прогрессирующая тугоухость на оба
уха по типу нарушения функции звукопроводящей системы наступает без видимой
причины; отмечается шум в ушах, который часто является основным неудобством для
больных. Показано хирургическое лечение – стапедопластика.
Серная пробка – значительное скопление
ушного секрета (серы) в области наружного слухового прохода; является
следствием повышенной секреции ушных желез. Секрет задерживается не только
благодаря своей вязкости, но и вследствие индивидуального для каждого человека
строения слухового прохода, в частности его извилистости. По этой причине, даже
при соблюдении правил гигиены, ряд людей регулярно страдают от возникновения
пробок и сопутствующего снижения слуха, если серная пробка полностью закрывает
просвет слухового прохода. Наблюдается также аутофония (резонанс собственного
голоса в заложенном ухе). Могут отмечаться и иные нарушения, в случае, когда
серная пробка давит на барабанную перепонку и стенки слухового прохода. Это кашле-вой
рефлекс, шум в ухе, головокружение. Лечение показано амбулаторное, путем
промывания с помощью шприца Жане.
Неврит кохлеарный (неврит слухового нерва)
характеризуется тугоухостью и ощущением шума в одном или обоих ушах. Основные
причины возникновения – грипп, эпидемический паротит, эпидемический
менингококковый менингит, тиф, корь, скарлатина, атеросклероз, болезни крови,
болезни обмена веществ, интоксикация лекарственными препаратами, никотином,
алкоголем, минеральными ядами, а также шумовые и вибрационные травмы.
Диагностика проводится на основании аудиологических исследований. Слуховой нерв
является одним из важнейших элементов системы восприятия звуков; он передает
нервное раздражение непосредственно в центральную нервную систему, поэтому
следует с повышенным вниманием относиться к затрагивающим его патологическим
процессам. При неврите слухового нерва показана срочная госпитализация и
терапевтическое лечение в условиях стационара. При значительном снижении слуха
показано слухопротезирование.
Экссудативный средний отит (катаральный, серозный, секреторный
и т. д.) развивается в результате длительных нарушений вентиляционной и
дренажной функций слуховой трубы, являющихся следствием заболеваний носа,
придаточных пазух носа и глотки острого и хронического течения; может быть
следствием осложненного течения гриппа, ОРВИ, нерационального применения
антибиотических средств при терапии острого среднего отита, аллергических
реакций.
Отмечается наличие экссудата в барабанной полости,
причем в острой стадии развития заболевания он жидкий, а в хронической – более
вязкий, густой.
При данном заболевании происходит снижение слуха по
типу нарушения функции звукопроводящего аппарата. У больного возникает ощущение
заложенности уха, переливания жидкости в нем. Показано медикаментозное лечение,
физиопроцедуры, при отсутствии положительного эффекта – длительное дренирование
барабанной полости.
Адгезивный средний отит наиболее часто возникает в
результате перенесенного острого или хронического воспаления среднего уха. К
образованию спаек в барабанной полости может привести также нерациональное
применение антибиотиков в процессе лечения острого катарального среднего отита.
Возможно развитие адгезивного отита и без предшествующего воспалительного
процесса в среднем ухе, как следствие патологических процессов в слуховой трубе
и носоглотке, ведущих к длительному нарушению вентиляции барабанной полости.
Может возникнуть перфорация барабанной перепонки – так называемый сухой
перфоративный отит. У больных происходит снижение слуха по типу расстройства
функции звукопроводящего аппарата. Часто отмечается такой симптом, как шум в
ушах. Лечение показано вначале консервативное, как правило, дающее лишь
временный эффект, а затем – хирургическое (стапедопластика, тимпанопластика).
Лабиринтит – ограниченное или разлитое
поражение периферических отделов звукового и вестибулярного анализаторов. Как
правило, развивается при острых, а чаще хронических воспалительных процессах в
среднем ухе, туберкулезе среднего уха и вследствие травм. Симптоматика зависит,
главным образом, от локализации процесса в среднем ухе.
У больных отмечается шум в ушах, снижение остроты
слуха, тошнота, рвота, головокружение, нарушение равновесия, спонтанный
нистагм, который направлен в пораженную сторону, а при угнетении лабиринта – в
здоровую. Расстройство равновесия отмечается как в покое, так и при движении.
Ла-биринтит может осложняться абсцессами мозжечка, развитием менингита. Если
наблюдается частичное сохранение функций вестибулярного и кохлеарного аппаратов
– речь идет об ограниченном либо серозном лабиринтите. В противном случае,
т. е. при выпадении их функций, врач имеет дело с диф-фузно-гнойным
лабиринтитом. Консервативное лечение показано при серозном и ограниченном
лабиринтите, а при лабиринтите с фистульным симптомом и неэффективности
антибактериальной терапии показано лечение хирургическое – общеполостная
трепанация. Гнойный лабиринтит с лабиринтогенными внутричерепными осложнениями
и секвестрация лабиринта являются безусловными показаниями к оперативному
вмешательству; операция проводится одновременно на лабиринте и среднем ухе.
Инородные тела уха характерны для детей, которые в
процессе игры засовывают мелкие предметы в наружный слуховой проход. У взрослых
людей это могут быть обломки спичек, кусочки ваты, попавшие в слуховой проход
при неправильном проведении гигиенических процедур.
Инородные предметы могут закупорить слуховой проход
или травмировать барабанную перепонку, что приводит к значительному снижению
слуха. Основной лечебной манипуляцией является скорейшее извлечение инородного
тела; при этом следует помнить, что данную манипуляцию должен проводить только
врач.
Баротравма – это повреждение среднего
уха, являющееся следствием резкого перепада атмосферного давления. При
значительном повышении атмосферного давления, в случае, если оно своевременно
не выравнивается в среднем ухе через слуховую трубу (при взрывах, кессоне),
барабанная перепонка втягивается, а при снижении – выпячивается. Возможны
разрывы барабанной перепонки, сопровождающиеся кровотечениями из уха. Перепады
давления передаются через барабанную перепонку и слуховые косточки на
внутреннее ухо, что приводит к нарушению его функций. При баротравме отмечается
снижение слуха, шум и звон в ушах, головокружение.
При отсутствии значительных разрывов барабанной
перепонки – лечение консервативное.
При поражении звукопроводящего аппарата слух часто
удается восстановить или существенно улучшить посредством операции
тимпанопластики, но при патологии звуковоспри-нимающего прогноз менее
благоприятен.
Исследуют остроту слуха при помощи громкой и шепотной
речи, а также с помощью камертонов и аудиометров. Аппараты для аудиометрии
генерируют звуковые сигналы различной частоты. Исследуемый пациент надевает
наушники, а специалист внимательно следит за реакцией испытуемого и фиксирует
частоту звука, при воспроизведении которой реакция положительна.
Таким образом можно довольно точно установить диапазон
частот воспринимаемых данным человеком звуков. Человек может слышать звуки с
различной частотой колебаний – от 16 до 20 000 Гц. Инфразвук и ультразвук ухо
не воспринимает, хотя исследования показали, что восприятие ультразвука
возможно, но лишь в том случае, если он проводится через черепные кости.
Максимальная чувствительность отмечается по отношению
к звукам с частотой колебаний от 1000 до 3000 Гц. При возрастании силы звука
соответственно возрастает и звуковое ощущение, однако до известного предела,
после которого возникает чувство давления и даже болевые ощущения различной
интенсивности.
Люди и животные способны определять местонахождение
источника звуковых колебаний и ориентироваться по звукам в пространстве;
наиболее точно расположение источника звука можно выявить, если на оба уха звук
подается с примерно одинаковой силой. Это объясняется тем, что к уху,
расположенному ближе к источнику звукового раздражения, собственно звук
приходит раньше.
Грудные дети уже рефлекторно поворачивают голову в
сторону, с которой доносится звук, будь то голос матери или звон погремушки.
Однако исследование слуха ребенка представляет определенные трудности и его
следует проводить в специализированных учреждениях с помощью специально
разработанных методик.
Речевые центры отвечают за планирование и реализацию
звуковоспроизведения, а также за хранение звуковых и письменных образов – вид
памяти, обеспечивающий накопление опыта речевого общения и анализ собственной
речи. Самые первые попытки произнесения звуков отмечаются в норме у детей
2-3-го месяца жизни. Это уже следствие усвоенных ребенком звуков языка
окружающих его людей. В начальной фазе овладения навыками речи важнейшую роль
играет общение ребенка с собственной матерью, направляющей его внимание на
определенные предметы. Ребенок учится следовать инструкциям, полученным от
матери в виде звуков. На следующей ступени освоения языка малыш подает речевые
команды самому себе.
Вначале он пользуется для этого внешней, а позже –
внутренней речью, таким образом осваивая самостоятельную речь. Осознанное
восприятие слов и адекватная реакция на них отмечаются примерно с 8-го месяца
жизни. Артикуляция отдельных слов – с 11-12-го месяца.
С 15–18 месяцев ребенок начинает произносить осмысленные
фразы из двух и более слов; значительное увеличение словарного запаса
наблюдается в 18–20 месяцев, причем объем словарного запаса возрастает с
полутора десятка до 60– 200 слов.
Неврологические расстройства речи в детском возрасте
наиболее часто сопряжены с нарушением ее формирования, а у людей взрослых это
расстройства уже сформированной функции речи.
Патологии развития речи наиболее часто проявляются
запаздыванием возникновения речи фразового характера у детей в возрасте до
3–3,5 лет, у взрослых же отмечается нарушение уже сформированной речевой
функции. Условием нормального формирования речи у ребенка является адекватное
слуховое восприятие речи окружающих лиц; даже в случае имеющихся незначительных
нарушений слуха овладение речью довольно затруднено. Обучение речи должно
происходить только в говорящем социуме. Данное положение убедительно
подтверждается существованием феномена детей-маугли.
Известно, что дети, воспитанные животными и попавшие в
человеческое общество в возрасте пяти лет и старше, как правило, уже не могут
овладеть речью и остаются немыми на всю жизнь.
Консультацию можна получить у Дины
Борисовны Тимошенко-Ушаковой (дефектолога-логопеда, психолога,
сурдопедагога) по телефонам: (04597) 92-226, 0633955011.
Скайп: pmpk_irpin . E-mail: pmpk_irpin@ukr.net,
Комментариев нет:
Отправить комментарий