понедельник, 8 мая 2017 г.

ПОДГОТОВКА РУКИ ДОШКОЛЬНИКА К ПИСЬМУ


Очень важно перед школой научить ребенка правильно сидеть при письме, правильно держать ручку и ориентироваться в пространстве .
У детей, которые пойдут  в первый класс, еще недостаточ­но развиты мышцы кисти руки, координация движений пальцев, предплечья и плечевой части пишущей руки. Дети этого возраста еще плохо ориентируются в пространстве и на плоскости. Большинство из них путаются в различении правой и левой сторон тела, особенно по отношению к дру­гим людям. Наибольшие трудности выработка этого навыка вызывает у леворуких детей. Умение различать правую и ле­вую сторону — это важная предпосылка для многих видов обучения. Поэтому отработке этого навыка необходимо уде­лять достаточное количество времени, проводя занятия с ребенком в виде различных игр и упражнений. 

Для отработки дифференциации правых и левых частей тела можно рекомендовать следующие упражнения:
показать правую руку, затем левую. Если ребенок не мо­жет назвать левую руку, взрослый называет ее сам, а ребе­нок повторяет;
поднять то правую, то левую руку. Взять предмет то пра­вой, то левой рукой;
после уточнения речевых обозначений правой и левой руки можно приступить к различению других частей тела: правой и левой ноги, глаза, уха.
Можно предложить и более сложные задания ребенку: показать левой рукой правое ухо, показать правой рукой левую ногу и т.д.
Отработав представления о правой и левой сторонах тела, можно перейти к формированию ориентировки в окружаю­щем пространстве, например:
Определение пространственного расположения предме­тов по отношению к ребенку: «Покажи, какой предмет на­ходится справа от тебя» или «Положи книгу слева от себя». Если ребенку трудно выполнить это задание, следует уточ­нить, что справа — это ближе к правой руке, слева — ближе к левой.
Определение пространственных соотношений между дву-мя-тремя предметами или изображениями.
Ребенку предлагается взять правой рукой книгу и поло­жить ее возле правой руки, взять левой рукой тетрадь и по­ложить у левой руки. Далее ребенку задается вопрос: «Где находится книга, справа или слева от тетради
Ребенку предлагается положить карандаш справа от тетра­ди; положить ручку слева от книги; сказать, где находится ручка по отношению к книге — справа или слева; где нахо­дится карандаш по отношению к тетради — справа или слева.
Берутся три предмета. Ребенку предлагается положить книгу перед собой, слева от нее положить карандаш, спра­ва — ручку и т.д.
Трудности в письме связаны, прежде всего, не с самим написанием элементов букв, а с неподготовленностью детей к этой деятельности. Поэтому в подготовительный период очень важно использовать ряд упражнений, которые бы по­степенно готовили руку ребенка к письму. Эти упражнения полезны как для леворуких, так и для праворуких детей.
Простой и эффективный способ подготовки руки к пись­му — книжки-раскраски. Раскрашивая любимые картинки, ребенок учится держать в руке карандаш, использует силу нажима. Это занятие тренирует мелкие мышцы руки, делает ее движения сильными и координированными. Рекоменду­ется пользоваться цветными карандашами, а не фломасте­рами.
Можно предложить ребенку копировать понравившиеся рисунки на прозрачную бумагу. Очень полезны орнаменты и узоры, так как в них присутствует большое количество изогнутых линий, что является хорошей подготовкой руки ребенка к написанию прописных букв.
Нельзя забывать о регулярных занятиях с пластилином или глиной. Разминая, вылепливая пальчиками фигурки из этого материала, ребенок укрепляет и развивает мелкие мышцы пальцев.
Существует интересный способ развития пальцев руки — отщипывание. От листа бумаги дети кончиками пальцев от­щипывают клочки и создают своего рода аппликацию.
Кроме того, можно порекомендовать нанизывание бус на нитку, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.
Е.Н. Потапова предлагает оригинальный способ разви­тия руки. Одновременно с развитием моторных, мускуль­ных возможностей пальцев руки ребенка необходимо зна­комить с образом той или иной буквы, создавая в памяти ее модель. Для этого необходимо из самой мелкой наждачной бумаги (или бархатной) вырезать буквы и наклеить их на лист картона. Указательным пальцем ведущей руки ребенок обводит контуры букв, запоминает их образы и элементы.
Работа по восприятию формы буквы через тактильные (ося­зательные) и кинестетические (двигательные) ощущения была впервые предложена итальянским педагогом М. Мон-тессори и получила распространение уже в двадцатые годы.
Готовя ребенка к школе, можно проводить еще и такие задания. Детям предлагаются карточки с различными фигу­рами (квадрат, круг, точка, крестик) и задания к ним. На­пример:
Написать букву (нарисовать фигурку) справа или слева от вертикальной линии.
Положить кружок, справа от него — крестик, слева от крестика поставить точку.
Нарисовать точку, ниже точки — крестик, справа от точ­ки — кружок.
Нарисовать квадрат, справа от него — крестик, выше крестика поставить точку.
Определение правой и левой стороны предмета. Взять книгу обеими руками, а затем показать правую и левую сто­рону книги. Определить правую и левую сторону предмета, который лежит на столе.
Хотелось бы предупредить родителей об опасности чрез­мерно раннего (до пяти с половиной лет) обучения чтению, письму, математике, иностранному языку, шахматам, музыке по нотам, игре со сложными электронными устройствами. Может произойти ранняя и неправомерная стимуляция раз­вития левого полушария головного мозга в ущерб правому — образному, творческому. В возрасте до шести лет должно до­минировать именно образное мышление. Буквы, цифры, ноты, схемы вытесняют образы, подавляют образное мышление. Кроме того, раннее обучение может спровоцировать невроз.

Комментариев нет:

Отправить комментарий