Очень важно перед школой научить ребенка правильно сидеть при письме, правильно держать ручку и
ориентироваться в пространстве .
У детей, которые пойдут в первый класс,
еще недостаточно
развиты мышцы кисти руки, координация движений пальцев, предплечья и плечевой части
пишущей руки. Дети этого возраста еще
плохо ориентируются в пространстве и на
плоскости. Большинство из них путаются в различении правой и левой сторон тела, особенно по отношению
к другим людям. Наибольшие
трудности выработка этого навыка вызывает
у леворуких детей. Умение различать правую и левую сторону — это важная предпосылка для многих видов обучения. Поэтому
отработке этого навыка необходимо уделять достаточное количество
времени, проводя занятия с ребенком в виде
различных игр и упражнений.
Для отработки дифференциации
правых и левых частей тела можно
рекомендовать следующие упражнения:
показать правую руку, затем
левую. Если ребенок не может назвать левую руку, взрослый называет ее сам, а ребенок повторяет;
поднять то правую, то левую
руку. Взять предмет то правой, то левой рукой;
после уточнения речевых обозначений правой и левой руки можно приступить к различению других частей
тела: правой и левой ноги, глаза,
уха.
Можно предложить и более
сложные задания ребенку: показать левой рукой
правое ухо, показать правой рукой левую ногу и
т.д.
Отработав представления о
правой и левой сторонах тела, можно перейти к формированию ориентировки в окружающем пространстве, например:
Определение пространственного
расположения предметов по отношению к ребенку: «Покажи, какой предмет находится справа от тебя» или
«Положи книгу слева от себя». Если ребенку трудно выполнить это задание, следует уточнить,
что справа — это ближе к правой руке, слева — ближе к левой.
Определение пространственных соотношений
между дву-мя-тремя
предметами или изображениями.
Ребенку предлагается взять
правой рукой книгу и положить ее возле правой руки, взять левой рукой тетрадь
и положить у
левой руки. Далее ребенку задается вопрос: «Где находится книга, справа или слева от
тетради?»
Ребенку предлагается положить
карандаш справа от тетради; положить ручку слева от книги; сказать, где находится ручка по отношению к книге —
справа или слева; где находится карандаш по отношению к тетради — справа или слева.
Берутся три предмета. Ребенку
предлагается положить книгу перед
собой, слева от нее положить карандаш, справа
— ручку и т.д.
Трудности в письме связаны,
прежде всего, не с самим написанием элементов букв, а с неподготовленностью детей к этой деятельности. Поэтому в
подготовительный период очень важно использовать ряд упражнений, которые бы постепенно
готовили руку ребенка к письму. Эти упражнения полезны как для леворуких, так и для праворуких детей.
Простой и эффективный способ
подготовки руки к письму — книжки-раскраски. Раскрашивая любимые картинки, ребенок учится держать в руке
карандаш, использует силу нажима. Это занятие тренирует мелкие мышцы руки, делает ее движения сильными и
координированными. Рекомендуется
пользоваться цветными карандашами, а не фломастерами.
Можно предложить ребенку
копировать понравившиеся рисунки на
прозрачную бумагу. Очень полезны орнаменты и
узоры, так как в них присутствует большое количество изогнутых линий, что является хорошей подготовкой
руки ребенка к написанию прописных букв.
Нельзя забывать о регулярных
занятиях с пластилином или глиной. Разминая, вылепливая пальчиками фигурки из этого материала, ребенок
укрепляет и развивает мелкие мышцы
пальцев.
Существует интересный способ
развития пальцев руки — отщипывание. От листа бумаги дети кончиками пальцев отщипывают клочки и создают
своего рода аппликацию.
Кроме того, можно
порекомендовать нанизывание бус на
нитку, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.
Е.Н. Потапова предлагает оригинальный способ развития
руки. Одновременно с развитием моторных, мускульных возможностей пальцев руки ребенка необходимо знакомить с образом
той или иной буквы, создавая в памяти ее модель. Для этого необходимо из самой мелкой наждачной бумаги (или бархатной) вырезать буквы и наклеить
их на лист картона. Указательным
пальцем ведущей руки ребенок обводит
контуры букв, запоминает их образы и элементы.
Работа по восприятию формы буквы
через тактильные (осязательные) и кинестетические (двигательные) ощущения была впервые предложена итальянским
педагогом М. Мон-тессори и получила распространение уже в двадцатые годы.
Готовя ребенка к школе, можно
проводить еще и такие задания. Детям предлагаются карточки с различными фигурами (квадрат, круг, точка,
крестик) и задания к ним. Например:
Написать букву (нарисовать
фигурку) справа или слева от вертикальной линии.
Положить кружок, справа от
него — крестик, слева от крестика поставить точку.
Нарисовать точку, ниже точки
— крестик, справа от точки — кружок.
Нарисовать квадрат, справа от
него — крестик, выше крестика поставить точку.
Определение правой и левой
стороны предмета. Взять книгу обеими руками, а затем показать правую и левую сторону книги. Определить правую
и левую сторону предмета, который
лежит на столе.
Хотелось бы
предупредить родителей об опасности чрезмерно раннего (до
пяти с половиной лет) обучения чтению, письму, математике,
иностранному языку, шахматам, музыке по нотам, игре со
сложными электронными устройствами. Может произойти
ранняя и неправомерная стимуляция развития левого полушария головного мозга в
ущерб правому — образному, творческому. В
возрасте до шести лет должно доминировать
именно образное мышление. Буквы, цифры, ноты, схемы вытесняют образы, подавляют образное мышление. Кроме того, раннее обучение может спровоцировать невроз.
Комментариев нет:
Отправить комментарий