Постановка звука Р
Существует несколько способов постановки звука Р. Для большинства из них палочки для постановки звука Рлогопеды используют обычную резиновую соску для бутылки (на иллюстрации) и медицинский шпатель. Можно заменить шпатель палочкой для мороженного.
1. Присосать язык к твёрдому нёбу (рот приоткрыт, губы улыбаются), добавить резкий выдох по спинке языка на звук Т (должно получиться ТРРР). Затем к этому сочетанию добавляем гласные и автоматизируем.
2. От «Балалайки». Отодвигаем кончик языка шпателем (палочкой для мороженного) к альвеолам и совершаем колебательные движения. Затем переводим в «моторчик» (Р получается при помощи внешних колебательных движений). Затем постепенно убираем внешние движения, т.е. ничем не помогаем.
3. От «пулемёта, дятла, барабана». Ребёнок произносит: «Д-д-д». Логопед плоской палочкой (шпателем) с соской совершает лёгкие колебательные движения кончика языка у альвеол. Переводим в «мотор». Затем постепенно убираем внешние движения, т.е. ничем не помогаем.
4. То же самое только от упражнения «Машина буксует».
5. Произнесение ряда звуков (Д или Т) С усилением последнего. Повторяем звук 3-5 раз и в конце сильно резко выдыхаем на кончик языка.
6. Произнесение слов со звуком Р в середине, заменяя Р двойным ДД (ноДДка, каДДман). Логопед вибрирует кончик языка соской на звук ДД.
7. Если у ребёнка есть чистые звуки З или Ж, можно поставить от них. При постановке от Ж, надо кончик языка приближать к альвеолам при этом добавляется вибрация соской, при постановке от З, кончик языка поднимается зондом с шариком на конце к альвеолам и добавляется вибрация.
Если ребёнку тяжело удерживать язык в положении у альвеол, то звук лучше начинать ставить, когда ребёнок лежит, и его голова запрокинута. Для этого можно использовать твёрдую подушку. В некоторых случаях даже автоматизацию звука Р можно начинать из положения лёжа.
Ещё можно научить ребёнка заводить «моторчик» при помощи собственного пальца (естественно, руки перед этим моются).
Существует несколько способов постановки звука Р. Для большинства из них палочки для постановки звука Рлогопеды используют обычную резиновую соску для бутылки (на иллюстрации) и медицинский шпатель. Можно заменить шпатель палочкой для мороженного.
1. Присосать язык к твёрдому нёбу (рот приоткрыт, губы улыбаются), добавить резкий выдох по спинке языка на звук Т (должно получиться ТРРР). Затем к этому сочетанию добавляем гласные и автоматизируем.
2. От «Балалайки». Отодвигаем кончик языка шпателем (палочкой для мороженного) к альвеолам и совершаем колебательные движения. Затем переводим в «моторчик» (Р получается при помощи внешних колебательных движений). Затем постепенно убираем внешние движения, т.е. ничем не помогаем.
3. От «пулемёта, дятла, барабана». Ребёнок произносит: «Д-д-д». Логопед плоской палочкой (шпателем) с соской совершает лёгкие колебательные движения кончика языка у альвеол. Переводим в «мотор». Затем постепенно убираем внешние движения, т.е. ничем не помогаем.
4. То же самое только от упражнения «Машина буксует».
5. Произнесение ряда звуков (Д или Т) С усилением последнего. Повторяем звук 3-5 раз и в конце сильно резко выдыхаем на кончик языка.
6. Произнесение слов со звуком Р в середине, заменяя Р двойным ДД (ноДДка, каДДман). Логопед вибрирует кончик языка соской на звук ДД.
7. Если у ребёнка есть чистые звуки З или Ж, можно поставить от них. При постановке от Ж, надо кончик языка приближать к альвеолам при этом добавляется вибрация соской, при постановке от З, кончик языка поднимается зондом с шариком на конце к альвеолам и добавляется вибрация.
Если ребёнку тяжело удерживать язык в положении у альвеол, то звук лучше начинать ставить, когда ребёнок лежит, и его голова запрокинута. Для этого можно использовать твёрдую подушку. В некоторых случаях даже автоматизацию звука Р можно начинать из положения лёжа.
Ещё можно научить ребёнка заводить «моторчик» при помощи собственного пальца (естественно, руки перед этим моются).
Комментариев нет:
Отправить комментарий