среда, 13 января 2021 г.

Имитация и мотивация

 МОТИВАЦИЯ И ИМИТАЦИЯ

Думаю, все согласятся с тем, что чем более гибким и богатым репертуаром обладает педагог, тем более он успешен в своей профессии. Как впрочем и любой другой специалист)

Возьмём такой простой навык, как имитация. Можно ограничиться простым: "Делай так!" или "Как я!". Не все дети легко осваивают навык имитации; не всем детям нравятся задания на имитацию. Некоторым не нравится это настолько, что они уходят в глухую несознанку. 

Однако навык имитации весьма важен! одно дело физические подсказки, другое дело моделинг. Это же две большие разницы! Моделинг не такой инвазивный, при помощи моделинга обучение идёт куда шустрее и веселее! Одно дело учитель показал - ученик сделал, другое дело - много раз "рука в руке". 

Если присмотреться чуть-чуть повнимательнее, то дети, не имитирующие движения в формате занятий блоками, могут демонстрировать отличную "отсроченную имитацию" - повторять те действия, которые ведли когда-то у кого-то. Мой сын, например, пытался открутить отвёрткой ножку у стола, когда увидел, как это делает отец, этак примерно через недельку после наблюдения за ним. Мне кажется, у таких товарищей вполне может зайти видеомоделинг, а также селфивидеомоделинг. Селфивидеомоделинг, или самовидеомоделинг означает использование в качестве модели самого ученика. На видео записывают наиболее удачную демонстрацию ребёнком целевого навыка или создают видео с удачной демонстрацией навыка при помощи монтажа, а потом дают посмотреть это видео ребёнку. Зачастую после такого просмотра дети демонстрируют значительный прогресс.

Ученики, упорно игнорирующие "сделай так" за столом прекрасно, причём упорно и многократно, повторяют движения в контексте мотивационной деятельности. Род деятельности зависит от интересов ребёнка - некоторые страсть как любят стряпать, другие же увлечённо играют в "Щенячий патруль", примеров можно привести множество.

Имитации в контексте игры огромное внимание уделяют в Денверской модели раннего вмешательства. Что говорить, на этом в основном ESDM и стоит)

Мотивировать ребёнка к повторению движений взрослого может и так называемая "возвратная имитация" (в англоязычных статьях RIT) - - после того, как взрослый повторит несколько раз действия ребёнка, ребёнок начинает обращать внимание на действия взрослого и повторять их. (Смотри опять-таки Денверскую модель и статьи Brook Ingersoll).

Даже если ребёнок гений в имитации, пренебрегать возвратной имитацией и имитацией в разнообразном контексте не стоит, ибо мотивация, ибо генерализация)

Всем гибкости, богатого репертуара и креативности!

Комментариев нет:

Отправить комментарий