Музыка – одно
из самых сильных и ярких средств воспитания детей. Восприимчивость к
прекрасному не только обогащает ребенка, но и направляет его на добрые
поступки. Музыка несет в себе огромную созидательную силу. Звуки музыки
способны всколыхнуть детскую фантазию и подарить необыкновенные образы.
Наиболее ярко выражению
эмоционального состояния ребенка оказывает музыкотерапия. Дети с нарушениями
развития являются особой категорией, в работе с которыми коррекционные
возможности музыкотерапии позволяют расширить круг эффективного
воздействия на ребенка, решить многие развивающие задачи и оказать коррекционное
воздействие. Групповая музыкотерапия в процессе реабилитации детей с
ограниченными возможностями необходима как способ воздействия на ребенка
с целью коррекции имеющихся физических, умственных и эмоциональных отклонений,
как способ невербальной коммуникации, а также как один из возможных способов
познания мира.
Для достижения оптимальных результатов групповых занятий музыкотерапии,
целесообразно строить их, равномерно распределяя психофизическую нагрузку, и
проводить по следующей схеме:
1.
Приветствие.
2. Ритмическая разминка.
3. Упражнения для развития тонких движений пальцев рук, упражнения для развития речевых и мимических движений.
4. Пение.
5. Слушание музыки и игра на детских музыкальных инструментах.
6. Танцы, хороводы.
7. Игры.
8. Прощание.
2. Ритмическая разминка.
3. Упражнения для развития тонких движений пальцев рук, упражнения для развития речевых и мимических движений.
4. Пение.
5. Слушание музыки и игра на детских музыкальных инструментах.
6. Танцы, хороводы.
7. Игры.
8. Прощание.
Особая специфика занятий состоит в следующем:
- занятия проводятся 2 раза в
неделю по 30 – 40 мин. (в зависимости от группы);
- структура проведения занятий различна в группах для аутичных детей и детей с другими заболеваниями (умственная отсталость, ДЦП, синдром Дауна и др.);
- при необходимости присутствуют родители (помощь в передвижении по залу для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, со сложностями ориентировки в пространстве, выполнение задания вместе с ребёнком - «рука – в - руке», при предшествующей длительной социальной депривации; знакомство с новым музыкальным материалом; освоение приёмов взаимодействия с ребёнком; наблюдение за динамикой его развития);
- один и тот же музыкальный материал используется многократно, чтобы дети в своём индивидуальном темпе смогли его усвоить и постепенно начали присоединяться к исполнению произведения музыкотерапевтом;
- музыкальный материал частично дублируется в разных группах для преемственности. В процессе занятий некоторые дети значительно продвигаются в своём развитии, либо начинают вести себя деструктивно, в связи с чем возникает необходимость перевести их в другие группы. В этом случае детям легче вливаться в новую группу, зная музыкальный материал.
- на занятии создаётся безоценочная атмосфера особо доверительных отношений, где возможно быть принятым окружающими без всяких условий.
- структура проведения занятий различна в группах для аутичных детей и детей с другими заболеваниями (умственная отсталость, ДЦП, синдром Дауна и др.);
- при необходимости присутствуют родители (помощь в передвижении по залу для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, со сложностями ориентировки в пространстве, выполнение задания вместе с ребёнком - «рука – в - руке», при предшествующей длительной социальной депривации; знакомство с новым музыкальным материалом; освоение приёмов взаимодействия с ребёнком; наблюдение за динамикой его развития);
- один и тот же музыкальный материал используется многократно, чтобы дети в своём индивидуальном темпе смогли его усвоить и постепенно начали присоединяться к исполнению произведения музыкотерапевтом;
- музыкальный материал частично дублируется в разных группах для преемственности. В процессе занятий некоторые дети значительно продвигаются в своём развитии, либо начинают вести себя деструктивно, в связи с чем возникает необходимость перевести их в другие группы. В этом случае детям легче вливаться в новую группу, зная музыкальный материал.
- на занятии создаётся безоценочная атмосфера особо доверительных отношений, где возможно быть принятым окружающими без всяких условий.
Консультацию
можна получить у Дины Борисовны Тимошенко-Ушаковой (дефектолога-логопеда,
психолога, сурдопедагога) по телефонам: (04597) 92-226, 0633955011.
Комментариев нет:
Отправить комментарий