Многие родители аутят даже слышать не хотят об
использовании карточек пекс как методе коммуникации для их не говорящих или
малоговорящих детей.
Наиболее частый довод - "ребенок будет лениться и
вообще не захочет разговаривать, если научить его пользоваться
карточками".
И еще один - "если ребенок будет пользоваться
карточками пекс , то это остановит развитие разговорной речи".
И последний довод - "ребенок с карточками
выглядит странно на фоне сверстников, и
это затруднит его интеграцию и общение".
Несомненно, использование карточек для коммуникации не
является широко распространенным методом общения нейротипичных людей. Но, с
другой стороны, и коммуникация и общение не являются самой сильной стороной
детей и людей с аутизмом.
Многие дети с аутизмом практически не умеют общаться и
обращаться к окружающим с просьбами, с жалобами, с желаниями поделиться
впечатлениями, и так далее. Процесс коммуникации и общения является достаточно
сложным и абстрактным, и поэтому многие аутята затрудняются приобрести и понять
данные навыки, так же, как и другие абстрактные понятия.
Остановитесь на секунду, и задумайтесь, что такое
общение? Попробуйте определить данное понятие точными поведенческими терминами.
Получилось?
PECS-альтернативные системы коммуникации
Система РЕСS позволяет определить понятие
"коммуникация" или "общение" способом, доступным аутичному
ребенку. "Коммуникация" - это обмен, для произведения которого нужен
коммуникативный партнер. То есть ребенок, не может что-то сказать в воздух, и
из воздуха появится то, что он хочет получить. Ребенок должен
"обратиться" - подойти к партнеру, привлечь внимание партнера, и
изложить свою просьбу доступным (для ребенка) и понятным (для партнера)
способом. И после этого партнер предоставит ребенку то, что он просил.
Согласитесь, что аутичные дети далеко не всегда умеют
это делать. Иногда ребенок может кружиться по комнате и выкрикивать слова,
вместо того, что бы подойти и попросить. Иногда ребенок самостоятельно будет
пытаться добраться до желаемого предмета, но не станет подходить и просить.
Иногда ребенок просто закатит истерику, вместо того, что бы попросить. Иногда
ребенок попросит, но взрослый его не понимает, т.к. у ребенка плохая
артикуляция. Иногда ребенок просит, стоя рядом со взрослым, который занят
другим делом, и взрослый не слышит его просьбу.
Можно привести еще много разных примеров, но суть одна
- как неговорящие, так и малоговорящие дети должны изначально приобрести
базисные навыки коммуникации для того, что бы общаться. И данные навыки можно
обучить с помощью карточек РЕСS*.
Основные преимущества использования системы РЕСS:
1. РЕСS - это программа, которая позволяет быстро
приобрести базисные функциональные навыки коммуникации.
2. С помощью РЕСS можно быстрее обучить ребенка
проявлять инициативу и спонтанно произносить слова, чем с помощью обучения
наименований предметов, вокальной имитации, или усиления взгляда.
3. С помощью РЕСS общение для ребенка с окружающими
людьми становится более доступным и, таким образом, становится возможным
обобщение приобретенных вербальных навыков.
Отсюда, дети с аутизмом не "ленятся, когда не
произносят слова и не общаются, они просто не умеют этого делать, и альтернативные
методы общения, как РЕСS их этому обучают. Использование РЕСS не только не
тормозит развитие разговорной речи, а наоборот, ускоряет его - благодаря
парированию словесного и визуального стимула в процессе обмена. Да, ребенок с
карточками выглядит необычно, но лучше пусть ребенок общается с помощью
карточек со сверстниками, и приобретает социальные навыки, чем не общается вообще. И последнее,
мы не знаем, на каком этапе у неговорящего ребенка разовьется разговорная речь
- может через год, а может через два он научится произносить 2-3 слова, а может
этого не произойдет никогда. И мы не имеем никакого этического права оставить
ребенка без возможности объяснить окружающим, чего он хочет, чего он не хочет,
что он чувствует, и так далее.
Поэтому, никакого "против" здесь быть не
может...
*Введение данной системы общения производится сугубо
на индивидуальной основе.
http://autism-aba.blogspot.com/2010/10/s.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий