1. Обучение новому моторному
навыку – активный процесс
Этот процесс включает в себя поиски
эффективного, постоянного решения моторной проблемы. Что это означает?
Допустим, ваш ребенок умеет сидеть, но не умеет приземляться
из положения сидя. Ему нужно решить моторную проблему:
как опуститься на пол легко и при этом контролируя свои
движения. Маленький ребенок решит эту задачу просто: повернется на бок
и обопрется обеими ладонями о пол. Теперь руки у него находятся
в удачном положении для того, чтобы он смог мягко опустить корпус
и соскользнуть на живот, не ударившись.
Специалист покажет
вам, как помочь ребенку совершить эту последовательность движений.
По мере того как вы будете следовать этим инструкциям дома,
ваш ребенок познакомится с этой последовательностью, и мышцы его
рук могут стать сильнее, так как он будет на них опираться.
Но по-настоящему он сможет освоить навык только в том случае, если
будет сам участвовать в решении проблемы. Например, если у него
возникнет потребность передвинуться (например, на полу лежит игрушка,
с которой он хочет поиграть), при этом от вас он получит лишь
небольшую помощь, а сам приложит максимум усилий, можно будет сказать, что он
принял участие в решении проблемы и овладении моторным навыком.
2. Мотивация –
важный фактор в обучении моторным навыкам
Прежде чем вы начнете практиковаться
с ребенком, подумайте о способах его мотивировать. Например, когда
ваш ребенок с удовольствием сидит и играет, это неудачное время,
чтобы начать тренировку, – у него не будет мотивации. Вместо
этого подождите, когда ему надоест игра, и подготовьте новую интересную
игрушку, чтобы положить ее на пол. Только если он хочет быть на полу,
у него появится мотивация, чтобы выучить и попытаться исполнить
последовательность движений, которая приведет к приземлению на пол
из положения сидя. Обучение не происходит без мотивации.
3. Активные
самостоятельные исследования окружающего пространства способствуют обучению
моторным навыкам
Чем больше позволяется ребенку
заниматься активными исследованиями и поиском решения моторных проблем,
тем большим количеством моторных навыков он овладеет и тем лучше это
у него получится. Возможно, вы полагаете, что, помогая вашему ребенку
плавно и идеально приземлиться на пол из положения сидя,
вы улучшаете процесс его обучения. На самом деле это не так.
Обучение будет идти, если вы постелите на пол дополнительный коврик
и позволите ребенку сделать как можно больше самостоятельных попыток.
Движения его могут быть рваными, им будет не хватать изящества
и скорости, но не нужно переживать по этому поводу: со временем
он этому научится. Обучение моторным навыкам подразумевает множество повторов,
прежде чем можно будет ожидать эффективности и гладкости.
Не забывайте о том, сколько раз вы сами в свое время пытались
попасть ракеткой по мячу, прежде чем овладели этим навыком.
4. Ребенку
может помочь чей-то пример
В качестве образца для ребенка
может выступить брат или сестра – они могут показать,
как выполняется какое-то движение, например приземление из положения
сидя. Или вы можете показать это на кукле. Если вы будете это делать,
акцентируйте внимание на достижении цели, в данном случае –
соскальзывании на живот и дотягивании до игрушки. Исследования
показали, что именно так дети учатся лучше всего. Эффект будет выше, если
в начале обучения наблюдать за тем, как кто-то с трудом
пытается овладеть навыком, нежели смотреть, как модель делает это гладко
и ловко.
5. Вариативность
помогает овладению навыками
На первых порах ваша постоянная
и неизменная помощь облегчит вашему ребенку выполнение новой
последовательности движений. Однако как только ваш ребенок улучшит
владение навыком, начинайте разнообразить подходы. Попробуйте не всегда
помогать ему одним и тем же способом. Не всегда кладите игрушку,
которую он хочет, в одно и то же место. Чем разнообразнее
будет практика, тем лучше ваш ребенок овладеет новым навыком.
6. Практикуйте
навык, пока он не будет освоен хорошо
Если ваш ребенок один раз успешно
переместился из сидячего положения на живот, это еще вовсе
не значит, что он освоил навык. Поощряйте тренировки, пока навык
не будет освоен как следует. Только после этого ребенок будет всегда
в состоянии его выполнять. Если навык освоен недостаточно хорошо, ребенок
может его утратить. Навык будет считаться хорошо освоенным, когда ребенок
станет приземляться из положения сидя на пол с легкостью
и делать это самостоятельно во время игры. Теперь навык прочно войдет
в его моторный репертуар.
7. Освоение
одного навыка может помочь вашему ребенку освоить другой
Исследователи обнаружили, что чем
лучше освоен какой-либо навык и чем в большем количестве вариаций он
отработан, тем больше вероятность того, что он поможет освоить другой
навык. Вероятность переноса одного навыка на другой тем выше,
чем больше они похожи друг на друга. Например, если ребенок хорошо
научился перемещаться из положения сидя на пол, он может
довольно-таки быстро научиться отталкиваться от пола и садиться.
Это происходит потому, что те и другие движения имеют общие
компоненты и овладение одним навыком помогает освоить другой.
8. Некоторые
навыки могут негативно отразиться на освоении других
Двухлетний ребенок может научиться
перемещаться из положения сидя на полу, медленно перекатываясь назад.
Однако это действие не поможет ему овладеть похожим навыком принятия
сидячего положения. Если ребенок попытается сесть, используя перекатывание,
он не достигнет успеха. Даже обычно развивающийся ребенок учится
садиться таким образом в возрасте между пятью годами восьмью месяцами
и шестью годами (моторная шкала развития Пибоди, 2000). Ребенок с ДЦП
точно не сможет выполнить это раньше. А вот принятие положения сидя
и выход из него с помощью опоры на выставленные вперед
и в стороны ладони осваивается обычно развивающимися детьми
в возрасте от семи до девяти месяцев. Соответственно
и у детей с ДЦП больше шансов на успех
при использовании именно этого метода.
9. Некоторые
похожие моторные навыки нужно осваивать отдельно
Исследователи обращают внимание
на то, что некоторые моторные навыки отличаются друг от друга
куда больше, чем можно было бы подумать. Например, вам может
казаться, что сидеть на стуле и сидеть на полу –
это один и тот же навык. В обеих ситуациях человек способен
сидеть – на стуле либо на полу. На самом деле это
не всегда соответствует действительности. Сидение на стуле
и сидение на полу могут быть отдельными навыками. Нужно учиться
овладевать ими по отдельности.
Специализация обучения и перенос
знаний из одной области в другую – взаимосвязанные понятия.
На данный момент мы пока не знаем, как они применяются
во множестве практических ситуаций. Будущие исследования нам это покажут.
10. Ваша
ответная реакция способствует овладению навыками
Благодаря вашей ответной реакции (вашему
отклику) ребенок получает информацию о том, как он выполнил задание.
Отклик может принимать множество форм. Когда ваш ребенок перемещается
из положения сидя в положение лежа на животе, он учится
новым ощущениям: повернуть тело слегка в бок, перенести вес тела
на руки, согнуть их и коснуться пола животом. Он заметит,
что дотянулся до игрушки, с которой ему хочется поиграть.
Он увидит улыбки на лицах родителей и их аплодисменты.
Все это – отклик, который ему поможет.
Большинство родителей любят откликаться
вербально. Им нравится поощрять и хвалить своих детей. Исследователи
задались вопросом, как часто следует давать вербальный отклик,
и обнаружили, что постоянный вербальный отклик не так
эффективен, как периодический. В начале освоения навыка вербальный
отклик и вовсе может отвлечь ребенка от выполнения задания.
Так что, если вы чувствуете побуждение поговорить со своим ребенком
и поощрить его, делайте это не постоянно, а время
от времени. С другой стороны, любящая улыбка и одобряющий кивок
будут всегда кстати.
11. Не просите
ребенка слишком быстро хвастаться новым навыком
Исследователи выяснили, что хорошо
освоенный навык становится еще лучше после того, как ребенок его
продемонстрирует перед аудиторией, тогда как новый в этой ситуации
может ухудшиться. Это объясняет, почему ребенок может не справиться
с новым навыком на глазах у дедушки с бабушкой
или физиотерапевта. После дальнейших тренировок и улучшения владения
навыком ситуация должна измениться.
12. Чем
больше практики, тем лучше
Чем больше практики вы сможете
предоставить ребенку, тем большему он научится. Это логично –
и исследования в области овладения моторными навыками это
подтверждают.
Сколько вам следует тренировать навык
с ребенком? Следует ли вам практиковаться с ним
в перемещении из положения сидя на пол, потом дать время
поиграть – и приняться за практику снова? Или вам нужно
заниматься в течение долгих периодов, практически не прерываясь? Если
вы тренируете с ребенком ползание, нужно ли вам позаботиться, чтобы
он полз только на маленькие расстояния – или нужно поощрять его
продолжать ползти как можно дальше?
Исследователи осветили все эти проблемы.
Они обнаружили, что это нормально – тренироваться в течение
длительных периодов, почти не прерываясь. Это называется
концентрированной тренировкой. Даже если человек устает после множества
повторений и начинает выполнять задание хуже, чем раньше, обучение
все равно происходит. На самом деле иногда концентрированная
тренировка приносит больше плодов, чем тренировки, прерываемые
на более длительные периоды времени.
Часто ребенок поначалу неохотно
отрабатывает новый навык – но со временем ему начинает это
нравиться. Каждый раз, когда это происходит, давайте ему тренироваться столько,
сколько ему хочется: знайте, что он при этом обучается. Если после
множества повторений он устает и начинает выполнять задание хуже, знайте,
что он все равно учится. Однако в целях его безопасности стоит
за ним внимательно следить. И не забывайте хвалить
и обнимать его в конце занятия (не в промежутках –
это отвлечет его от процесса обучения).
Консультацию
можна получить у Дины Борисовны Тимошенко-Ушаковой (дефектолога-логопеда,
психолога, сурдопедагога) по телефонам: (04597) 92-226, 0633955011,
098-602-90-21.
Скайп: pmpk_irpin . E-mail: pmpk_irpin@ukr.net
www.facebook – страница Ирпенской психолого-медико-педагогической
консультации (ПМПК)
Комментариев нет:
Отправить комментарий