«Система
классификаций больших моторных функций у детей с ДЦП» базируется
на навыках самостоятельного движения и уделяет особое внимание
сидению (контролю над корпусом) и хождению. При создании системы
классификаций пяти уровней мы руководствовались прежде всего тем, чтобы
различие в моторном функционировании детей разных уровней имело
клиническое значение. Различия между уровнями моторного функционирования
базируются на функциональных ограничениях, необходимости
во вспомогательных орудиях, включающих в себя ходунки, костыли
и палки, а также инвалидные кресла; и в значительно меньшей
степени – на качестве движений.
Первый уровень включает в себя
детей с нейромоторными поражениями, приводящими к функциональным
ограничениям, выраженным в меньшей степени, чем те, которые обычно
ассоциируют с ДЦП, а также детей, которым традиционно ставится
диагноз «минимальная мозговая дисфункция» и «ДЦП легкой степени».
Различия между I и II уровнями, таким образом, не так существенны,
как различия между остальными уровнями, особенно у детей младше
двух лет.
Основное внимание уделяется тому, чтобы
определить, какой уровень лучше всего характеризует способности ребенка
на настоящем этапе и его ограничения в движениях. Упор делается
на повседневном функционировании ребенка – дома, в школе
и в общественном окружении. Таким образом, важно классифицировать его
обычное функционирование (а не лучшие показатели) и исключить
какие бы то ни было оценки и прогнозы. Нужно помнить,
что цель – классифицировать функционирование крупной моторики ребенка
на настоящий момент, не оценивая качество движений и потенциал
к улучшению.
Описания пяти уровней даны весьма широко
и не предназначены для описания всех аспектов функционирования
отдельных детей. Например, ребенок с гемиплегией, неспособный ползать
на руках и коленях, но во всех остальных аспектах соответствующий
уровню I, будет классифицирован в уровень I. Это порядковая
шкала, в ней не подразумевается равного расстояния между уровнями
и равного количества детей с ДЦП в каждом из них. Список
различий между каждой парой уровней приведен, чтобы определить тот уровень,
который больше всего подходит к функционированию крупной моторики ребенка
на настоящий момент.
Название каждого уровня заключает
в себе наивысший уровень мобильности, которого может достичь ребенок
в возрасте между шестью и двенадцатью годами. Мы признаем,
что классификация моторного функционирования зависит от возраста,
особенно в младенчестве и раннем детстве. Поэтому каждый уровень
включает также возрастную градацию детей. Функциональные способности
и ограничения для каждого возрастного интервала приводятся только
как ориентиры и соответственно не являются
ни исчерпывающими, ни стандартами. Для детей младше двух лет,
рожденных недоношенными, к реальному возрасту следует прибавить период,
на который они раньше родились.
Особый упор в классификации делается
на функционировании ребенка, а не на имеющихся у него
ограничениях.
Таким образом, функционирование крупной
моторики детей, способных выполнять действия, описанные на каждом
конкретном уровне, будет классифицировано на этот уровень или выше;
функционирование крупной моторики детей, которые не могут выполнять
функции определенного уровня, будут, скорее всего, классифицированы ниже этого
уровня.
До двух
лет
• Уровень I. Дети могут
самостоятельно принимать положение сидя и из него – другие
положения, могут сидеть на полу, свободно манипулируя предметами обеими
руками. Дети ползают, опираясь о поверхность ладонями и коленями,
встают и перемещаются в положении стоя, держась руками
за мебель. Дети начинают ходить между восемнадцатью месяцами и двумя
годами жизни, для этого им не требуются никакие вспомогательные
предметы.
• Уровень II. Дети овладевают
сидением на полу, но им может требоваться помощь рук, чтобы удерживать
равновесие. Дети ползают на животе или опираясь о поверхность
ладонями и коленями. Возможно, дети встают и переступают, держась
на мебель.
• Уровень III. Дети овладевают
сидением на полу, если поддерживать их за поясницу. Переворачиваются
и ползут на животе.
• Уровень IV. Дети контролируют
голову, но для сидения на полу их корпус нужно поддерживать.
Дети могут переворачиваться в положение на спине
или на животе.
• Уровень V. Физические
поражения не позволяют совершать контролируемые движения. Дети не способны
удерживать антигравитационное положение головы и корпуса для лежания
на животе и сидения. Детям необходима помощь взрослых, чтобы
переворачиваться.
Между
двумя и четырьмя годами
• Уровень I. Дети сидят
на полу и свободно манипулируют предметами обеими руками. Дети
садятся и встают без помощи взрослых. Дети предпочитают хождение
как способ передвижения и ходят без вспомогательных
приспособлений.
• Уровень II. Дети сидят
на полу, но могут испытывать сложности с равновесием, когда
манипулируют предметами обеими руками. Перемещения в положение сидя
и из него осуществляются без помощи взрослых. Дети встают
и удерживаются на твердой поверхности. Дети ползают, опираясь
на руки и колени, возвратно-поступательным манером, а также
передвигаются стоя, держась за мебель, и ходят, пользуясь
вспомогательными предметами.
• Уровень III. Дети овладевают
сидением на полу зачастую в W-образном положении (согнув ноги
коленями внутрь) и могут нуждаться в помощи взрослого, чтобы принять
сидячее положение. Основной способ самостоятельного перемещения – ползком
на животе, опираясь о поверхность ладонями и коленями (зачастую
без возвратно-поступательных движений ног). Дети могут вставать
на твердой поверхности и проходить небольшие расстояния, опираясь
на мебель. Могут проходить небольшие расстояния дома с помощью
вспомогательных предметов; для поворотов и смены направлений
требуется поддержка взрослого.
• Уровень IV. Дети могут сидеть
на полу, если их поместить в это положение, но не могут
удерживать равновесие без опоры на руки. Дети часто нуждаются
в поддерживающем оборудовании, чтобы сидеть и стоять. Самостоятельные
перемещения на короткие расстояния (в пределах комнаты)
осуществляются с помощью переворачивания, ползания на животе или с опорой
на ладони и колени без возвратно-поступательных
движений ног.
• Уровень V. Физические
поражения ограничивают контролируемые движения и способность удерживать
антигравитационные положения головы и корпуса. Все области
двигательной активности ограниченны. Функциональные ограничения в сидении
и вставании не компенсируются полностью с помощью использования
адаптивного оборудования и вспомогательных предметов.
На уровне V дети не имеют возможностей перемещаться
самостоятельно – их перемещают. Некоторые дети овладевают
самостоятельным перемещением с помощью кресел-каталок
с многочисленными приспособлениями.
Между
четырьмя и шестью годами
• Уровень I. Дети садятся
на стул, сидят на нем и встают с него без помощи рук.
Встают из положения сидя на полу или стуле без опоры
на какие-либо предметы. Самостоятельно ходят по дому
и на улице, забираются по лестницам. Появляется способность
бегать и прыгать.
• Уровень II. Дети сидят
на стуле, свободно манипулируя предметами обеими руками. Встают
из положения сидя на полу или на стуле, но часто
нуждаются в дополнительной опоре руками о твердую поверхность. Ходят
без помощи вспомогательных предметов по дому и могут пройти
небольшое расстояние по ровной поверхности на улице. Забираются
по лестнице, держась за поручни, но не способны бегать
или прыгать.
• Уровень III. Дети сидят
на обычном стуле, но им может требоваться поддержка корпуса
или таза, чтобы максимально освободить руки для игр
и манипуляций с предметами. Садятся на стул и встают
с него, пользуясь твердой поверхностью, чтобы оттолкнуться или опереться
руками. Ходят с помощью специальных приспособлений и поднимаются
по лестнице с помощью взрослых. Детей часто перевозят
при перемещении на относительно далекие расстояния
или по неровной поверхности.
• Уровень IV. Дети сидят
на стуле, но им нужны специальные приспособления для контроля
корпуса, чтобы максимально освободить руки для игр и манипуляций
с предметами. Садятся на стул и встают с него
с помощью взрослого или твердой опоры, от которой можно оттолкнуться
руками. Дети могут в лучшем случае проходить короткие расстояния
с ходунками и под присмотром взрослого, но им сложно
поворачивать и удерживать равновесие на неровных поверхностях.
На улице детей перевозят. Дети могут передвигаться самостоятельно
с помощью электрического кресла-каталки.
• Уровень V. Физические
поражения ограничивают контролируемые движения и способность удерживать
голову и корпус в антигравитационном положении. Все области
двигательной активности ограниченны. Функциональные ограничения в сидении
и вставании не компенсируются полностью с помощью использования
адаптивного оборудования и вспомогательных предметов.
На уровне V дети не имеют возможностей перемещаться
самостоятельно – их перемещают. Некоторые дети овладевают
самостоятельным перемещением с помощью кресел-каталок с многочисленными
приспособлениями.
Между
шестью и двенадцатью годами
• Уровень I. Дети ходят дома
и на улице и поднимаются по лестницам без ограничений.
Они выполняют все навыки крупной моторики, включая бег и прыжки,
но скорость, равновесие и координация у них страдают.
• Уровень II. Дети ходят дома
и на улице и поднимаются по лестнице, держась
за перила, но испытывают сложности при ходьбе по неровным
поверхностям и при подъемах, а также при перемещении
в толпе и в ограниченном пространстве. В лучшем случае обладают
ограниченными способностями выполнять такие навыки крупной моторики,
как бег и прыжки.
• Уровень III. Дети ходят дома
и на улице по ровной поверхности с помощью вспомогательного
устройства. Могут подниматься по лестницам, держась за перила.
В зависимости от функционирования верхних конечностей, могут
управлять креслом-коляской вручную либо их перевозят при перемещении
на относительно далекие расстояния или по неровной поверхности.
• Уровень IV. Дети могут
сохранять уровень функционирования, достигнутый до шестилетнего возраста,
или выбрать в качестве основного способа передвижения перемещение
в кресле-коляске дома, в школе и на улице. Могут овладеть
самостоятельным перемещением при помощи электрического кресла-коляски.
• Уровень V. Физические поражения
ограничивают контролируемые движения и способность удерживать
антигравитационные положения головы и корпуса. Все области
двигательной активности ограниченны. Функциональные ограничения в сидении
и вставании не компенсируются полностью с помощью использования
адаптивного оборудования и вспомогательных предметов.
На уровне V дети не имеют возможностей перемещаться
самостоятельно – их перемещают. Некоторые дети овладевают
самостоятельным перемещением с помощью кресел-каталок
с многочисленными приспособлениями.
Различия
между уровнями I и II
В сравнении с детьми
уровня I, у детей уровня II есть ограничения в легкости
перемещений, в ходьбе на улице; они нуждаются
во вспомогательном оборудовании, когда начинают ходить; отличается
качество их движений и возможность исполнять такие навыки крупной моторики,
как прыжки и бег.
Различия
между уровнями II и III
Различия видны в степени овладения
функциональной мобильностью. Дети уровня III нуждаются
во вспомогательном оборудовании и часто в ортопедической обуви
для ходьбы; дети второго уровня не нуждаются во вспомогательном
оборудовании после четырех лет.
Различия
между уровням III и IV
Существуют различия в способности
к сидению и передвижению, даже с учетом использования
вспомогательных устройств. Дети на уровне III сидят самостоятельно,
сами перемещаются по полу и ходят со вспомогательными
устройствами. Дети уровня IV могут сидеть (обычно с поддержкой),
но самостоятельные передвижения очень ограниченны. Дети уровня IV
с большей вероятностью перевозятся взрослыми или используют
электрические кресла-каталки.
Различия
между уровням IV и V
Детям уровня V не хватает
самостоятельности даже в антигравитационном контроле. Самостоятельность
передвижения достигается только теми детьми, которые могут научиться управлять
электрическим креслом-коляской.
Авторы
исследования считают, что GMFCS и GMFM предоставляют ценную
информацию родителям детей с ДЦП и профессионалам, работающим
с этими детьми. Они дают общие ориентиры на прогресс
в области крупной моторики и потенциала детей. Однако авторы
утверждают: «Эта информация может использоваться для ожидания
изменений, которые произойдут со временем, но не должна
использоваться для предсказания дальнейшего функционирования крупной
моторики у конкретного ребенка». Они рекомендуют использовать эту
информацию в комплексе с другой относящейся к теме информацией
при принятии решений, касающихся конкретного ребенка.
Консультацию
можна получить у Дины Борисовны Тимошенко-Ушаковой (дефектолога-логопеда,
психолога, сурдопедагога) по телефонам: (04597) 92-226, 0633955011,
098-602-90-21.
Скайп: pmpk_irpin . E-mail: pmpk_irpin@ukr.net
Комментариев нет:
Отправить комментарий