Методика Берты и
Карла Бобатов получила широкое распространение в Европе с 40-50-х гг. XX в.
Философия Бобат-терапии в целостном функциональном подходе к ребенку не
утратила своего значения и сегодня. Бобат-терапия предусматривает коррекцию ис
отдельного движения, а функции различных систем организма, определяя конечный
результат лечения.
суббота, 5 марта 2016 г.
ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ МОТОРНЫМ НАВЫКАМ, О КОТОРЫХ НУЖНО ПОМНИ
1. Обучение новому моторному
навыку – активный процесс
Этот процесс включает в себя поиски
эффективного, постоянного решения моторной проблемы. Что это означает?
Допустим, ваш ребенок умеет сидеть, но не умеет приземляться
из положения сидя. Ему нужно решить моторную проблему:
как опуститься на пол легко и при этом контролируя свои
движения. Маленький ребенок решит эту задачу просто: повернется на бок
и обопрется обеими ладонями о пол. Теперь руки у него находятся
в удачном положении для того, чтобы он смог мягко опустить корпус
и соскользнуть на живот, не ударившись.
ПРЕПЯТСТВИЯ К МОТОРНОМУ РАЗВИТИЮ
. Детский церебральный
паралич вызывает проблемы с мышечным тонусом, а иногда также
непроизвольные, или патологические, движения. Эта глава более
детально раскрывает сложности, которые могут возникнуть при овладении
навыками крупной моторики из-за проблем с мышечным тонусом, а также
патологическими двигательными стереотипами и рефлексами.
СИСТЕМА КЛАССИФИКАЦИЙ БОЛЬШИХ МОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ С ДЦП
«Система
классификаций больших моторных функций у детей с ДЦП» базируется
на навыках самостоятельного движения и уделяет особое внимание
сидению (контролю над корпусом) и хождению. При создании системы
классификаций пяти уровней мы руководствовались прежде всего тем, чтобы
различие в моторном функционировании детей разных уровней имело
клиническое значение. Различия между уровнями моторного функционирования
базируются на функциональных ограничениях, необходимости
во вспомогательных орудиях, включающих в себя ходунки, костыли
и палки, а также инвалидные кресла; и в значительно меньшей
степени – на качестве движений.
МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ДЦП
Малыши с ДЦП овладевают навыками
крупной моторики в той же последовательности, что и другие
дети. Сначала они держат голову, затем садятся и ползают
и в конце концов начинают ходить.
«Если это правда, – можете возразить
вы, – почему же мой ребенок так отличается от других детей?»
Возможно, вы читали о детском развитии брошюру в кабинете врача
или книгу. Там были чудесные иллюстрации, изображающие,
что делают дети в определенном возрасте. Но вам известно: ваш ребенок
этого не делает.
КАК ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА РЕБЕНКА ВЛИЯЕТ НА ЕГО МОТОРНОЕ РАЗВИТИ
Раннее
моторное развитие зависит от положения, в котором находится младенец.
Одни навыки младенцы осваивают в положении лежа на спине,
другие – лежа на животе, третьи – когда их держат
в положении сидя или стоя, а также когда носят на руках.
Когда вы кладете ребенка на спину, живот или на бок,
вы определяете, какие мышцы будут при этом задействованы.
Все это касается детей с ДЦП в той же степени,
что и обычно развивающихся детей.
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КРУПНОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ
Как развивается крупная моторика?
Как правило, младенцы овладевают двигательным контролем «сверху вниз»,
то есть от головы к бедрам и ногам. Вначале ребенок
начинает контролировать мышцы головы, затем плеч и рук, потом настает
черед корпуса и, наконец, бедер и ног. Таким образом, двигательные навыки
развиваются от головы к пальцам ног. Об этом стоит помнить,
когда вы наблюдаете за развитием крупной моторики вашего ребенка.
Это общая последовательность для развития всех детей, включая тех,
кто страдает от задержки развития и ДЦП.
Подписаться на:
Сообщения (Atom)