суббота, 5 марта 2016 г.

БОБАТ-ТЕРАПИЯ


Методика Берты и Карла Бобатов получила широкое распространение в Европе с 40-50-х гг. XX в. Философия Бобат-терапии в целостном функциональном подходе к ребенку не утратила своего значения и сегодня. Бобат-терапия предусматривает коррекцию ис отдельного движения, а функции различных систем организма, определяя конечный результат лечения.

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ МОТОРНЫМ НАВЫКАМ, О КОТОРЫХ НУЖНО ПОМНИ


1. Обучение новому моторному навыку – активный процесс
Этот процесс включает в себя поиски эффективного, постоянного решения моторной проблемы. Что это означает? Допустим, ваш ребенок умеет сидеть, но не умеет приземляться из положения сидя. Ему нужно решить моторную проблему: как опуститься на пол легко и при этом контролируя свои движения. Маленький ребенок решит эту задачу просто: повернется на бок и обопрется обеими ладонями о пол. Теперь руки у него находятся в удачном положении для того, чтобы он смог мягко опустить корпус и соскользнуть на живот, не ударившись.

ПРЕПЯТСТВИЯ К МОТОРНОМУ РАЗВИТИЮ


. Детский церебральный паралич вызывает проблемы с мышечным тонусом, а иногда также непроизвольные, или патологические, движения. Эта глава более детально раскрывает сложности, которые могут возникнуть при овладении навыками крупной моторики из-за проблем с мышечным тонусом, а также патологическими двигательными стереотипами и рефлексами.

СИСТЕМА КЛАССИФИКАЦИЙ БОЛЬШИХ МОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ С ДЦП


«Система классификаций больших моторных функций у детей с ДЦП» базируется на навыках самостоятельного движения и уделяет особое внимание сидению (контролю над корпусом) и хождению. При создании системы классификаций пяти уровней мы руководствовались прежде всего тем, чтобы различие в моторном функционировании детей разных уровней имело клиническое значение. Различия между уровнями моторного функционирования базируются на функциональных ограничениях, необходимости во вспомогательных орудиях, включающих в себя ходунки, костыли и палки, а также инвалидные кресла; и в значительно меньшей степени – на качестве движений.

МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ДЦП



Малыши с ДЦП овладевают навыками крупной моторики в той же последовательности, что и другие дети. Сначала они держат голову, затем садятся и ползают и в конце концов начинают ходить.
«Если это правда, – можете возразить вы, – почему же мой ребенок так отличается от других детей?» Возможно, вы читали о детском развитии брошюру в кабинете врача или книгу. Там были чудесные иллюстрации, изображающие, что делают дети в определенном возрасте. Но вам известно: ваш ребенок этого не делает.

КАК ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА РЕБЕНКА ВЛИЯЕТ НА ЕГО МОТОРНОЕ РАЗВИТИ


Раннее моторное развитие зависит от положения, в котором находится младенец. Одни навыки младенцы осваивают в положении лежа на спине, другие – лежа на животе, третьи – когда их держат в положении сидя или стоя, а также когда носят на руках. Когда вы кладете ребенка на спину, живот или на бок, вы определяете, какие мышцы будут при этом задействованы. Все это касается детей с ДЦП в той же степени, что и обычно развивающихся детей.

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КРУПНОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ


Как развивается крупная моторика? Как правило, младенцы овладевают двигательным контролем «сверху вниз», то есть от головы к бедрам и ногам. Вначале ребенок начинает контролировать мышцы головы, затем плеч и рук, потом настает черед корпуса и, наконец, бедер и ног. Таким образом, двигательные навыки развиваются от головы к пальцам ног. Об этом стоит помнить, когда вы наблюдаете за развитием крупной моторики вашего ребенка. Это общая последовательность для развития всех детей, включая тех, кто страдает от задержки развития и ДЦП.